Банкир .
offline
[i]
"Драматичные события" в 2016 году предсказал в разговоре с "Фонтанкой" писатель-сатирик, журналист Виктор Шендерович.
http://www.fontanka.ru/2016/01/04/024/



"Фонтанка" продолжает подводить итоги ушедшего года. Как и прежде, мы начинаем с вопроса о главном событии 2015-го. А уж куда этот вопрос заведёт собеседника – решает он сам. Виктор Шендерович оказался верен себе.

- Виктор Анатольевич, какое событие 2015-го вы бы назвали самым характерным для ушедшего года?

– Мне кажется, что это окончательное вхождение России в число репрессивных государств. Уже официально.

- Объясните, пожалуйста. Не понимаю.

– Политических заключенных в России мы видели с 2003 года – с посадок по "делу Ходорковского". Но и Ходорковский, и Гусинский, и "болотное дело" – раньше власть хотя бы внешне, хотя бы формально придумывала какие-то уголовные статьи для своих политических врагов. Что-то придумывали: экстремизм, нападение на полицейского, хищение нефти у самого себя. То есть старались соблюдать хотя бы юридические приличия. Декабрьские посадки 2015 года, когда посадили людей, вышедших с мирными одиночными пикетами, реальные сроки людям, выходившим с плакатами, означают, что мы с вами живём в репрессивном государстве, которое само в этом призналось. У него уже даже нет желания это скрывать. Мы живём в жёстко авторитарном государстве. И вот это, может быть, самый главный результат.

- Я так понимаю, что вы говорите о 3-летнем сроке, полученном Ильдаром Дадиным. Правда, он получил срок не просто за выход с плакатом, а за выходы с плакатами 4 раза. И всё-таки зачем нужно такое жёсткое наказание?

– Это, конечно, связано с той бездной, в которую падает Россия с Донбасса, с Крыма – с 2014 года. С изоляцией, с обрушением экономики, с экономическим коллапсом.

- Ну уж прямо коллапсом!

– Хорошо, с сущностным коллапсом. Потому что, как в позднесоветские годы уже было неприлично говорить о строительстве коммунизма, так и сегодня все уже забыли о России, встающей с колен. Все уже понимают, что её распиливают напоследок – недвижимость, имущество, власть. Просто не хотят уйти от власти.

- А "все понимают" – кто эти все? Их что, много?

– Я думаю, что понимающих много. Говорящих мало. А понимают, я думаю, если не все, то почти все. Ну слушайте, это же очевидно… Собственно, об этом говорят и последние исследования – уже после "Прямой линии" Путина. И опросы по поводу реакции на фильм "Чайка" Фонда борьбы с коррупцией Навального. Все более-менее понимают качество власти. Все более-менее понимают, что представляет собой наша "элита", для чего она пришла. Мера знания разная, не все знают подробности, может быть – один миллион на 140 миллионов. Но ощущают запах гнили, он уже несётся по всей стране.

- Зачем власти нужны "политические", как вы сказали, посадки? По соцопросам её – власть – поддерживают стойко 84 – 85 процентов граждан.

– Они-то сами понимают цену этим опросам.

- Социологи, политологи – все в один голос говорят, что революции любого цвета нашей стране не грозят. Именно поэтому я и спрашиваю: зачем, по вашему мнению, так жёстко?

– Давайте договоримся о терминах. Не грозит либеральная революция. Потому что люди, ориентированные на либеральные ценности, не склонны поджигать автомобили, бить стёкла, блокировать дороги и так далее. Мы помним характер белоленточного протеста. Вот такого, видимо, да, не будет.

- А меры, которые принимает власть, направлены против такого протеста или какого-то другого?

– Обратите внимание: они бьют по "политическим". Вы видели лицо Ивана Непомнящих (в конце декабря 2015-го приговорён к 2,5 года колонии по "болотному делу". – Прим. "Фонтанка") рядом с совершенно с ломброзианскими лицами его судей и охранников? Вот бьют по таким. А реальная опасность режиму другая, например протест аппаратный, как это принято.

- Это как?

– Путину следует опасаться, разумеется, не Подрабинека и не Каспарова с Ходорковским…

- Как сказать – насчёт Ходорковского-то…

– Нет-нет, ему следует опасаться своего ближайшего окружения, которое однажды может зайти к нему в опочивальню.

- Мы видели в прошлом году другой протест: дальнобойщики. Это был реальный протест, с перекрытыми дорогами. Почему он-то не вызвал у власти страха, желания подавить на корню, посадить всех на 3 года, раз она, как вы говорите, напугана?

– Потому что они прекрасно понимают, что пока что у них есть деньги запугать и коррумпировать таких протестующих. Пока ещё есть ресурсы. Но эти ресурсы будут заканчиваться, по прогнозам экономистов, в 2016 году. Это связанные вещи: чем меньше у них будет ресурсов на то, чтобы просто затыкать подачками… В каком году, напомните, Путин ездил в Пикалёво?

- В 2009-м.

– Вот приехал тогда президент и дал миллиарды из казны. Благодетель. Публично унизил Дерипаску. Все довольны. Теперь деньги в казне заканчиваются, взять их неоткуда.

- Как это неоткуда? За борьбу с дальнобойщиками сами дальнобойщики и заплатят. Очень разумная модель.

– Это понятно. Но я сейчас говорю о том, что со временем, как сказано у Островского, гиря до полу дойдёт. В экономическом смысле. Мы же помним финал Советского Союза.

- Всё случилось тихо и бескровно.

– Потому что руководящее звено ЦК КПСС имело возможность уйти от власти. И Лигачёв до последних лет, дай ему бог здоровья, ездил по американским университетам и читал лекции. Его показывали американским студентам – настоящего живого сталиниста. А эти не могут уйти.

- Почему?

– Потому что они-то не будут ездить по университетам. После ухода многие из них не смогут читать лекции. Они будут давать показания. И они это прекрасно знают.

- Я думала, что вы, писатель, отметите другое событие 2015 года: роман Оруэлла "1984" вошёл в топ-10 самых продаваемых в стране.

– А это понятно. Оруэлл – это гениальное попадание. И сегодня это попало в нерв нам. Раньше это было такое историческое чтение. А сегодня Оруэлл – "Старший Брат". Вот он – во всей красе. Вот они – эти сегодняшние газеты, а вчерашних не существует. Вчера воевали с одной страной, а сегодня…

- Всегда воевали с Остазией.

– Да-да, и всегда воевали с Евразией. И оруэлловские пролы – вот они: наша радость, наша политическая опора. Оруэлл сегодня просто попал в нерв. Это свидетельство того, в какой точке мы находимся.

- И что это за точка?

– Я думаю, что это точка чрезвычайно драматическая. 2016 год совершенно очевидно принесёт очень драматичные события.

- Какие?

– Это угадать трудно. Но развилка между очень плохим и катастрофическим. Впрочем, замечательный Вячеслав Всеволодович Иванов, русский гений, когда мы с ним обсуждали перспективы и эти три варианта – плохой, очень плохой и катастрофический, сказал: "Всё может случиться, это Россия". Надо всегда учитывать возможность чуда. Чудо может каким-то образом пронести нас мимо драматичных событий.

- Последние дни мне как-то очень везёт на собеседников-"оптимистов".

– За оптимизмом – это, пожалуйста, к Пескову.

Беседовала Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"


Банкир .
offline

Клип
offline
[i]
Печальная какая-то статья. А, то - что ворьё наконец начали сажать, так что в этом плохого ?


jin2006-11
offline
[i]
Интересно.


P_O_M_A_H
offline
[i]
Офигенный авторитет Шендерович???
Не пост, а очередной высер.
И ежу понятно, если весь мир строит козни, то ничего хорошего не будет. Это и без поносоротого Шендеровича понятно.
А вот то что уже весь мир колбасить начало, только потому что кто то начал раскачивать жердочку. И даже те кто начал, вдруг зачухали затылки: "ох, чего то не так идет..."
Надо быть идиотом, чтобы во всем винить одного человека. Пусть Шендерович расскажет причины кризиса! Кто его инициирует? Слабо? Да просто потому что ему не за это платят! Вторая древнейшая профессия - разносчик сплетен! А сплетни разносили проститутки. Испокон веков так повелось, что все новости крутились в борделях и оттуда же разносились.
"политические" ... тут у меня матерное слово... какие на хрен "политические"???
Какие идеи у них? Конкретно? Чего они добиваются?... А если добиваются, то задумываются о последствиях своих целей?
Я выше порозорялся, ладно... тогда объясните мне чего они хотят? Не буду говорить плохого о покойном, я его даже уважал, но в чем был смысл оппозиции Немцова? Ну вот хотя бы одну разумную и полезную идею его?
Ходорковский - итить мадрить, кристальный человек ставший миллиардером в 90-е 00-е. Вообще не "понятно" почему к нему цепляются... Человек за пару-тройку лет всего лишь заработал денюжку, "абсолютно честным" способом.


bolik@lelik
offline
[i]

– Политических заключенных в России мы видели с 2003 года – с посадок по "делу Ходорковского". Но и Ходорковский, и Гусинский, и "болотное дело" – раньше власть хотя бы внешне, хотя бы формально придумывала какие-то уголовные статьи для своих политических врагов. Что-то придумывали: экстремизм, нападение на полицейского, хищение нефти у самого себя. То есть старались соблюдать хотя бы юридические приличия. Декабрьские посадки 2015 года, когда посадили людей, вышедших с мирными одиночными пикетами, реальные сроки людям, выходившим с плакатами, означают, что мы с вами живём в репрессивном государстве, которое само в этом призналось. У него уже даже нет желания это скрывать. Мы живём в жёстко авторитарном государстве. И вот это, может быть, самый главный результат.


Странно ... Виктор Шендерович пишет и вещает с Эхо Москвы ...Если есть репрессии против несогласных то почему он на воле )) только не говорите что это дело времени . Никто его не тронет .


Банкир .
offline
[i]
Шендерович аргументирует и анализирует на мой взгляд весьма достойно , в отличии от некоторых , мне лично он импонирует тем . что говорит как скальпель хирурга , понимая и принимая то , что происходит в РФ .

Виктор Шендерович: "Россия вошла в имперский штопор, и выхода из него, в ситуации с безумным пилотом, запершимся в кабине, просто не может быть".
Прошлый, 2014 год, я комментировал фактически в режиме он-лайн.
Начавшийся ложной «оттепелью», громкими освобождениями политзаключенных перед сочинской Олимпиадой, он очень скоро обрушился в политическую катастрофу.
Ошарашенный сообщениями о «вежливых людях» в Симферополе, я только и мог вымолвить очевидное: «Мы дорого за это заплатим».
Очевидно, это было — всем, кто хоть как-то способен соотносить ход вещей с уроками прошлого: Праги, Афгана...
Все, что случилось с тех пор — так или иначе, было почти неизбежно. То есть вилка вариантов, конечно, имелась (и мы реализуем — пока — не самый катастрофический), но по сути дела: сказавши «а», Путин обрек себя на «б» — и далее по алфавиту.
Война, изоляция, экономические трудности, внешний враг, «пятая колонна», Россия в кольце фронтов, смена лексики, новые вызовы, новые ответы Запада, новое завинчивание гаек…
Взявшись за дневник катастрофы и анонсировав его как книгу («Блокада мозга. 2014», изд. «Захаров»), я записывал в том году, день за днем, смешное, отвратительное, пошлое, глупое, страшное… — в жанровом диапазоне от г-жи Симоньян, взявшейся учить нас русскому патриотизму на примере отказа от пармезана, до ужасного явления «обезьяны с гранатой», массового смертоубийства в небе над Украиной…
Я довел тот дневник до конца, а в этом году так и не смог заставить себя комментировать все это хотя бы более или менее систематически. И не потому даже, что устал артикулировать унылый путинский алфавит, просто: историческая катастрофа, в сущности, уже состоялась.
Россия вошла в имперский штопор, и выхода из него, в ситуации с безумным пилотом, запершимся в кабине, просто не может быть. Когда ситуация изменится, дверь взломают и безумца свяжут полотенцами — дайте мне знать, а до тех пор, согласитесь, странно комментировать каждую секунду падения по отдельности.
Политический пейзаж конца 2015 года — пейзаж предсказуемо чудовищный: только ленивый не предсказывал ужесточение политических репрессий, обрушение рубля, внешнеполитическое безумие… Все это было предопределено путинским штопором. А что доллар к декабрю будет именно 70 рублей, а не 60, а за одиночный пикет будут не штрафовать, а сажать; что Россия начнет бомбить Сирию и поставлять сено в Северную Корею — это уже детали, виньетки на крышке этого государственного гроба с музыкой.
Что же дальше?
Да все то же, увы.
Будут (поочередно) репрессии и симуляция либерализации, будут внешнеполитические попытки «заиграть», как в дворовом футболе, историю с Крымом и Донбассом; будут поиски виноватых в обрушении экономики (спекулянты уже названы, привет от Ильича; в запасе есть еще саботажники; дойдет ли до евреев? посмотрим)…
Короче, будет все, что доктор прописал всем издыхающим авторитарным режимам. Чем мы лучше, собственно?
Прошлой весной, в Лос-Анжелесе, я имел честь и удовольствие пить чай с легендарным академиком Вячеславом Ивановым. Мы говорили о российских перспективах и вариантах развития ситуации. И вышло у нас их — три: плохой, очень плохой и катастрофический. И уже провожая меня, Иванов выдал четвертый:
— А еще, — сказал он, — может случиться чудо! Россия все-таки…
Я не против чуда. Я даже готов подождать… некоторое время… сидя у иллюминатора.
Хотя, надо заметить, родная земля все ближе.


нетопырь-77
online
[i]
Я тоже люблю Россию.