
Репост от
avp
Об Эстонии:
"Агрессия Германии против Советского Союза способствовала резкой активизации сторонников “Кайтселийта”. На его основе при помощи абвера и СД стали образовываться “отряды самообороны” (“Омакайтсе”), которые нападали на небольшие группы красноармейцев, убивали партийных и советских активистов, охраняли военнопленных. К 1 ноября 1941 г. ими было проведено 5033 облавы, арестовано 41135 человек, из которых казнены на месте “из-за оказанного сопротивления” 7357 человек. Общую координацию действий “Омакайтсе” осуществлял командир “айнзатцкомманды 1А” штурмбанфюрер СС М.Зандбергер, отвечавший в Эстонии за физическую ликвидацию евреев, коммунистов и советских служащих высшего и среднего звена. В состав “айнзатцкомманды 1А” входило около ста офицеров СС, СД и полиции, и М.Зандбергер отмечал, что без помощи эстонских “отрядов самообороны” он физически был не в состоянии выполнить поставленные перед ним задачи. После войны М.Зандбергер был осужден властями США как военный преступник, повинный в убийстве десятков тысяч мирных граждан.
Оккупировав территорию ЭССР, немецкое командование объявило ее собственностью “Великой Германии” и включило в состав рейхскомисариата “Остланд”. Генеральным комиссаром Эстонии стал К.Лицман.
Сразу же после немецкой оккупации территории ЭССР там начались массовые убийства гражданского населения, особенно русских и евреев. Бригаденфюрер СС В.Шталекер докладывал 25 октября 1941 г. руководителю РСХА Р.Гейдриху: “В Эстонии благодаря сравнительно небольшому количеству евреев не представлялось возможным провоцировать погромы... Большая часть тех 4500 евреев, которые жили в Эстонии в начале наступления на Востоке, бежала вместе с отступающими войсками Красной Армии. Осталось около 2000 человек. В одном Таллине жило около 1000 евреев. Арест всех евреев мужского пола в возрасте старше 16 лет был почти закончен. Все они были казнены “частями самообороны” под руководством “айнзатцкомманды 1А”.
26-29 сентября 1941 г. эстонские “силы самообороны” уничтожили 440 арестованных ими евреев (по другим данным - 474). Имущество казненных частично передавалось немцами в распоряжение “сил самообороны”.
Помимо евреев эстонская полиция и “силы самообороны” ликвидировали сторонников советской власти (к которым зачастую причислялись все русские жители некоторых городов и сел), эстонцев - членов левых организаций (в т.ч. социал-демократов), а также тех крестьян, кто получил землю в результате аграрных реформ в Эстонии в 20-е годы и в 1940 г. (т.н. новоземельцы). После занятия вермахтом Тарту летом-осенью 1941 г. в противотанковом рву под городом (в населенном пункте Лемматси) отрядами “Омакайтсе” было убито более 12 тысяч мирных жителей и советских военнопленных.
После захвата немецко-фашисткими войсками Таллина эстонская политическая полиция к 19 декабря 1941 г. арестовала только в столице Эстонии и ее окрестностях 4365 человек. Узников Таллинской тюрьмы расстреливали по спискам, которые утверждал начальник политической полиции Э.Викс, заслуживший прозвище “эстонского Эйхмана” (до 1940 г. он был комиссаром политической полиции Эстонии в Куресааре).
После так называемой “конференции Ваннзее” в Берлине в январе 1942г., на которой было принято решение о полном уничтожении евреев в Европе, в эстонской политической полиции по образцу гестапо был образован специальный отдел Б-IV под руководством Ю.Эннока, занимавшийся “окончательным решением еврейского вопроса”, что привело к тому, что уже в феврале 1942 г. В.Шталекер рапортовал в Берлин о выполнении задачи.
После решения “еврейского вопроса” в Эстонии эстонские полицейские части принимали участие в ликвидации евреев, привозимых в страну из стран Европы, в основном из Чехии. Например, 5 сентября 1942 г. в местечко Каасику прибыл эшелон с 1000 евреев из гетто Терезиенштадт. Все они были расстреляны сотрудниками эстонской политической полиции. Через неделю такая же судьба постигла и евреев, доставленных из Берлина.
...
Что касается эстонских регулярных частей для участия в военных действиях на стороне гитлеровской Германии, то начало их формированию было положено 25 августа 1941 г., когда в соответствии с приказом командующего группой армий “Север” генерал-фельдмаршала фон Лееба было разрешено принимать прибалтов на службу в вермахт и создавать из них особые команды и добровольческие батальоны для антипартизанской борьбы. В этой связи командующим 18-й армией генерал-полковником Кюхлером из разрозненных отрядов “Омакайтсе” на добровольной основе (с заключением контракта на 1 год) было сформировано 6 эстонских охранных отрядов (№№181-186). В конце того же года все шесть подразделений были переформированы в три восточных батальона (№№645, 659 и 660-й) и одну восточную роту (№657-я).
В дополнение к вышеназванным частям для охранной службы и борьбы с партизанским движением в тылу группы армий “Север” с сентября 1941 г. немецкое командование начало формирование эстонских батальонов вспомогательной полиции (“шума”). Всего за время войны в Эстонии было сформировано 26 батальонов “шума”, получивших номера с 29-го по 45-й, 50-й и с 286-го по 293-й. В отличие от аналогичных частей на территории Украины и Белоруссии, в которых весь командный состав состоял из немцев, в эстонских полицейских батальонах, укомплектованных национальными кадрами, был только один немецкий офицер-наблюдатель. Показателем особого доверия немцев к эстонским полицейским батальонам было и то обстоятельство, что там были введены воинские звания вермахта. На 1 октября 1942 г. все полицейские силы Эстонии составляли 10,4 тысяч человек, к которым был прикомандирован 591 немец.
....
Что касается создания эстонского национального подразделения СС, то инициатива его формирования принадлежит главе “эстонского самоуправления” Х.Мяэ, выступившему 26 августа 1942 г. с призывом создать эстонский легион СС. Через несколько дней Генеральный комиссар Эстонии К.Лицман объявил о приказе А.Гитлера об образовании “Добровольческого эстонского легиона СС”, создаваемого как часть немецких войск СС, подчиненных рейхсфюреру СС Г.Гимлеру.
Однако формироваться эстонский легион СС начал только 8 февраля 1943 г., а до этого времени усилиями немецких властей и местных коллаборационистов проводилась подготовительная работа. За это время было создано “Общество друзей эстонского легиона СС”, на которое возлагалась работа по вербовке и первичной подготовке добровольцев.
Всеми вопросами организации, вербовки и снабжения занималась созданная для этой цели “Генеральная инспекция эстонского легиона СС” во главе с группенфюрером Й.Соодла. По предложению немецких оккупационных властей, основу легиона должны были составить 15% личного состава эстонских восточных и полицейских батальонов.
скрытый текст
...
В соответствии с уставом войск СС комплектование эстонского легиона СС производилось на добровольной основе, причем желающие служить в этом подразделении должны были по здоровью и идейным соображениям соответствовать требованиям войск СС. Лицам, зачисленным в легион и ранее имевшим офицерские и унтер-офицерские звания, после испытательного срока присваивались соответствующие этим воинские звания войск СС. Вступившие в легион направлялись в учебный центр в Дембице (Польша), где через 3 месяца учебы принимали присягу на верность нацистской Германии. К 31 марта 1943 г. легион насчитывал 37 офицеров, 175 унтер-офицеров и 757 солдат эстонской национальности. В его состав также вошли 2 старших, 24 младших офицера и 62 рядовых специального батальона “Остланд”.
Из прошедших подготовку в Дембице легионеров удалось сформировать три батальона, объединенных впоследствии в 1-й эстонский добровольческий гренадерский полк СС. В марте 1943 г. после принятия присяги 1-й батальон полка был отправлен на фронт в район Курска и включен в состав 5-й панцер-гренадерской дивизии СС “Викинг” под названием эстонский добровольческий батальон “Нарва” (до лета 1944 г.).
В связи с тем, что после поражения фашистов под Сталинградом зимой 1942/1943 гг. приток добровольцев в эстонский легион СС резко сократился, в конце марта 1943г. была объявлена мобилизация всех бывших эстонских офицеров, с 3 по 10 ноября 1943г. была объявлена мобилизация всех военнообязанных 1925г. рождения. В результате проведенных мобилизационных мероприятий к маю 1943г. эстонский легион СС получил значительное пополнение, что позволило развернуть полк в 3-ю эстонскую добровольческую бригаду СС под командованием штандартенфюрера Ф.Аусбергера. Окончательно сформированная к 23 октября 1943г., она первое время действовала против партизан на территории БССР, а затем была отправлена на фронт в район Невеля и Себежа.
Как свидетельствуют архивные документы немецкого командования того периода, 3-я эстонская добровольческая бригада СС вместе с другими подразделениями немецкой армии проводила карательные операции "Хейнрик" и “Фриц” по ликвидации советских партизан в районе Полоцк-Невель-Идрица-Себеж, которые проводились в октябре-декабре 1943 года. По данным того же архива, в карательной экспедиции "Фриц" принимали также участие 288, 286, 313 и другие эстонские полицейские батальоны, входившие в состав эстонской бригады СС. Они участвовали в боях с партизанами, расстрелах мирного населения, грабежах, уничтожении целых деревень в Белоруссии и массовой отправке мирного населения в Германию. Карательные налеты 3-й эстонской бригады СС продолжались до конца декабря 1943 г.
В начале 1944г. было решено увеличить эстонский контингент войск СС за счет включения в их состав батальонов из вермахта и наиболее боеспособных полицейских частей, что позволило бы организовать полноценную дивизию. В итоге к двум полкам эстонской бригады (№№ 45-й и 46-й гренадерские добровольческие полки СС) прибавился третий (№47-й), сформированный на основе 658, 659 и 660-го эстонских добровольческих батальонов вермахта. Новообразованная дивизия 24 января 1944г. получила наименование 20-й эстонской добровольческой дивизии СС (с 26 мая 1944 г. 20-я гренадерская дивизия войск СС - эстонская № 1). В апреле в ее состав был передан выведенный из дивизии “Викинг” батальон “Нарва”, переименованный в 20-й фузилерный батальон СС. Кроме того, соединение включало в себя артиллерийский полк и саперный батальон, а также роты: зенитную, противотанковую и связи. Общая численность дивизии достигала 15 тысяч солдат и офицеров.
В августе 1944 г. 20-я эстонская дивизия СС пополнилась эстонцами, бежавшими в свое время в Финляндию от немецкой мобилизации и составившими в финской армии отдельный 200-й полк (1,7 тыс. человек), который сражался против советских войск на линии Маннергейма. После выхода Финляндии из войны против СССР полк был переправлен в Эстонию и расформирован, а его личный состав был распределен по частям и подразделениям дивизии. Эстонцы служили также в рядах 11-й моторизованной дивизии СС “Нортланд” вместе с добровольцами из скандинавских стран.
В сентябре 1944 г. 20-я дивизия СС принимала участие в боях с частями Красной Армии, в том числе с Эстонским стрелковым корпусом, в районе Раквере где понесла тяжелые потери. Остатки ее в сентябре 1944 года были отправлены в учебный лагерь в германском городе Неухаммер, где в октябре 1944 года из разрозненных частей разбитой бригады, участников 13 эстонских полицейских батальонов (№№23, 30, 33, 35, 37, 41, 42, 44, 187, 192, 282, 286, 289) и отрядов “Омакайтсе” была вновь сформирована 20-я эстонская дивизия СС в составе трех гренадерских полков СС “Эстланд”. До января 1945 г. части дивизии участвовали в боях в Восточной Пруссии. 13 января 1945 г. дивизия в полном составе была направлена на фронт в район немецкого города Виттенберг, где вместе с другими фашистскими соединениями была окружена частями Красной Армии. Во время боев был убит командир дивизии Ф.Аугсбергер и ее возглавил подполковник А.Ребане.
С боями дивизия вышла из окружения и отступила на территорию Чехословакии, где оставалась до полного разгрома немецко-фашистских войск. 11 мая 1945 г. под г.Мельник, недалеко от Праги, основная масса личного состава была взята в плен частями Красной Армии, однако часть эстонских солдат и офицеров (включая 3 тыс. человек из учебно-запасного полка дивизии) отступили на запад и сдались англо-американским войскам.
Преступность организации СС в целом была признана Нюрнбергским Международным военным трибуналом, который постановил, что “СС использовалась для целей, которые согласно Уставу являются преступными и включают преследование и истребление евреев, зверства и убийства в концентрационных лагерях, эксцессы, совершавшиеся при управлении оккупированными территориями, проведении в жизнь программы использования рабского труда, жестокое обращение с военнопленными и их убийства. Рассматривая вопрос об СС, Трибунал включает сюда всех лиц, которые были официально приняты в члены СС, включая членов “общих СС”, войск СС (“Ваффен-СС”), соединений СС “Мертвая голова” и членов любого рода полицейских служб, которые были членами СС”… “Трибунал объявляет преступной согласно определению Устава группу, состоящую из лиц, которые были официально приняты в члены СС, были членами этой организации или оставались ее членами, зная, что эта организация используется для совершения действий, определяемых преступными в соответствии со статьей 6 Устава. Преступная деятельность была широко известна членам организации для того, чтобы оправдать признание СС преступной организацией”. Более того, Трибунал установил, что “из статьи 10 Устава явствует, что решение о признании преступного характера обвиняемой организации является окончательным и не может подвергаться оспариванию на любом последующем процессе по делу отдельных членов организаций”. И, как ясно следует из приговора, эстонский легион СС также признан преступным, т.к. Трибунал включил в СС членов “Ваффен-СС” и членов любого рода полицейских служб, подчеркнув, что “невозможно выделить какую-либо часть СС, которая не принимала бы участия в этой преступной деятельности”. Отдельно Трибунал “отметил” деятельность дивизий СС, указав, что “дивизии войск СС ответственны за множество убийств и зверств на оккупированных территориях…”
https://kerenmp.livejournal.com/28122.html